Предшкольная подготовка

 МОУ "Гимназия №6"

Савельева Татьяна Николаевна-

учитель начальных классов

Один родитель ценнее тысячи учителей.

Китайская пословица

 

ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

     Уважаемые родители будущих первоклассников! Эта страничка для вас!

    

     Поступление в школу - чрезычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

     Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

     Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

     Психологическая готовность к школьному обучению предполагает следующие компоненты:

- прежде всего у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии - мотивация к обучению;

- должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;

-важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня;

- у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

    Иногда родители думают, что если ребёнок перед школой умеет читать, писать и считать, то ему обеспечен успех. Однако педагогическая практика показывает, что часто такие дети, с лёгкостью приступив к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи.           

     Почему? Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребёнка были развиты  такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, моторика.

      Здесь Вы найдёте материал, который даст Вам представление о том, какой объём знаний, умений и навыков должен иметь ребёнок 6-7 лет к моменту поступления в школу, поможет вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем ещё нужно поработать.

         Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

         Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

 

       1.Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

 

      2.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более легкий вариант.

 

      3.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.

 

     4.Будьте терпеливы,не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

 

      5.В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребёнку возможность заниматься тем делом, которое ему нравится.

 

  6.Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

 

       7.Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества.

 

     8.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

 

       А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

         Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

 

       Тесты и упражнения для будущего первоклассника

  • Общая подготовка

Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребёнок

 

1.  Назови своё полное имя и фамилию.

2.  Сколько тебе лет?

3.  Назови дату своего рождения.

4.  Назови имя и отчество твоей мамы.

5.  Где и кем она работает?

6.  Назови имя и отчество твоего папы.

7.  Где и кем он работает?

8.  Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Старше они тебя или младше?

9.  Назови свой домашний адрес.

10. В каком городе ты живёшь?

11. Как называется страна, в которой ты живёшь?

12. Хочешь ли ты идти в школу? Почему? Нравится ли тебе заниматься?

 

 

Умение действовать по правилу.

Методика «да» и «нет»

 

Мы с тобой будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя произносить? («да» и «нет»). Теперь будь внимателен, я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать на них, но без слов «да» и «нет».

Пробные вопросы (не оцениваются):

Ты любишь мороженое? (Я люблю мороженое)

Заяц бегает медленно? (Заяц бегает быстро)

 

Тест

1.Мяч сделан из резины?

2.Мухомор можно есть?

3.Снег белого цвета?

4.Лиса рыжего цвета?

5.Ворона меньше воробья?

Лягушка кукарекает?

Голуби умеют плавать?

У часов одна стрелка?

Медведи бывают белыми?

У коровы две ноги?

 

Оценка полученных результатов:

Высокий уровень – не допущено ни одной ошибки

Средний уровень – одна, две ошибки

Низкий уровень – более двух ошибок

  • Внимание 

Проверьте, как развито внимание у вашего ребёнка.

 

Задание 1: Я буду произносить слова, если услышишь название цветка, хлопни в ладоши.

 

Морковь, мак, синица, самолёт, ромашка, карандаш, тетрадь, расчёска, астра, трава, роза, берёза, куст, лист, ветка, гладиолус, муравей, пион, шпион, пират, дерево, незабудка, чашка, пенал, василёк.

 

Результат:

Высокий уровень  – ни одной ошибки

Средний уровень – 1-2 ошибки

Низкий уровень – более 2 ошибок 

 

 Задание 2: Хлопни в ладоши, когда в словах, которые я назову, услышишь звук А.

 

Арбуз, автобус, ананас, утюг, шапка, бант, лиса, волк, медведь.

 

Результат:

Высокий уровень  – ни одной ошибки

Средний уровень – 1 ошибка

Низкий уровень –2 и более ошибок 

 

Задание 3: Я назову четыре слова, а ты назови два из них, которые звучат похоже.

 

Лук, медведь, трава, жук.

Ослик, санки, лейка, банки.

Мишка, рубашка, шишка, берёза.

  • Память 

Успехи малыша в школе во многом зависят от его памяти. С помощью приведённых ниже заданий (лучше выполнять не более одного задания в день) Вы сможете оценить память своего ребёнка. Не расстраивайтесь, если результат не будет блестящим. Память можно развивать!

 

Задание 1: Прослушай внимательно 10 слов и постарайся их запомнить.

 

Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.

 

Попросите ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

 

Результат:

Не менее 6 слов – высокий уровень

4-5 слов – средний уровень

Менее 4 слов – низкий уровень

 

Задание 2: Читайте ребёнку фразы по одной и просите повторить каждую.

 

1.В лесу растут грибы.

2.Утром шёл сильный дождь.

3.Мама читает детям интересную книгу.

4.Вова и Саша несли красные и синие шары.

 

Результат: Хорошо, если ребёнок с первого раза дословно повторил фразу и не поменял слова местами.

Высокий уровень – все 4 фразы повторил точно

Средний уровень – ошибся только в 1 фразе

Низкий уровень – ошибся в 2 фразах и более

 

Задание 3: Послушай и запомни стихотворение.

 

Прочитайте ребёнку это стихотворение и попросите повторить его. Если ребёнок повторил с ошибками, прочитайте его ещё раз и опять попросите повторить. Стихотворение можно читать не более 4 раз.

 

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

 

Результат:

Высокий уровень – повторил стихотворение дословно после 1-2 прочтений

Средний уровень – повторил стихотворение дословно после 3-4 прочтений

Низкий уровень –  допустил ошибки после 4 прочтений

 

Задание 4:Послушай внимательно пары слов и постарайся их запомнить.

 

Зачитайте ребёнку все 10 пар слов. Затем называйте ребёнку только первое слово из пары, а он пусть вспоминает второе слово.

 

Осень – дождь

Ваза – цветы

Кукла – платье

Чашка – блюдце

Книга – страница

Вода – рыба

Машина – колесо

Дом – окно

Конура – собака

Часы – стрелки

 

Результат:

Высокий уровень – 8-10 пар слов

Средний уровень – 5-7 пар слов

Низкий уровень – менее 5 пар слов

 

Задание 5: Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти «Каскад слов».

 

Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда).

Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

 

  1. Огонь.
  2. Дом, молоко.
  3. Конь гриб, игла.
  4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
  5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
  6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
  7. Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, сын, пальто.
  8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд.
  9. Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки.
  10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.
  • Мышление 

Ребёнок познаёт мир и учится мыслить. Он учится анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Малыш может столкнуться с трудностями при выполнении этих заданий. В этом случае объясните ему принцип выполнения заданий, а затем предложите ему аналогичные упражнения.

 

Задание 1: Ответь на вопросы:

1.Чего в огороде больше – картофеля или овощей?

2.Кого в лесу больше – зайцев или зверей?

3.Чего в шкафу больше – одежды или платьев?

 

Ответы: 1- овощей, 2- зверей, 3-одежды.

 

Задание 2: Прочтите ребёнку рассказы и попросите ответить на вопрос после каждого рассказа.

 

1. Саша и Петя были одеты в куртки разного цвета: синюю и зелёную. Саша был одет не в синюю куртку.

В куртку какого цвета был одет Петя?  (синюю)

 

2.Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена? (красками)

 

3.Алёша и Миша читали стихи и сказки. Алёша читал не сказки.

Что читал Миша?  (сказки)

 

4.Растут три дерева: берёза, дуб и сосна. Берёза ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самое низкое?

 

5.Серёжа, Женя и Антон соревновались, кто быстрее бегает. Серёжа прибежал быстрее Жени, а Женя – быстрее Антона. Кто прибежал первым, а кто – последним?

 

6.Жили-были три щенка: Кузя, Тузик и Шарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Какой из щенков самый пушистый? Какой самый гладкий? 

 

Задание 3: Ответь на вопросы:

 

1.Какое животное больше – лошадь или собака?

2.Утром мы завтракаем, а в полдень …?

3.Днём светло, а ночью …?

4.Небо голубое, а трава …?

5.Черешня, слива, вишня – это …?

6.Почему, раньше чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

7.Что такое Москва, Калуга, Курск?

8.Чем отличается день от ночи?

9.Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это …?

10.Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?

11.Почему у всех автомобилей есть тормоза?

12.Чем похожи молоток и топор?

13.Чем похожи друг на друга белка и кошка?

14.Чем  различаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе?

15.Футбол, теннис, плавание – это…?

16.Какие ты знаешь виды транспорта?

17.Чем отличается старый человек от молодого?

18.Почему люди занимаются спортом?

19.Почему стыдно уклоняться от работы?

20.Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

 

Когда это возможно, старайтесь, чтобы ребёнок дал 2-4 варианта ответов, задавая ему вопрос: «А ещё?»

Норма не менее 15 правильных ответов.

 

Задание 4: Найди лишнее слово:

 

Читайте ребёнку группу слов. 3 слова в каждой являются близкими по значению и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребёнку найти лишнее слово.

 

1.Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

2.Храбрый, злой, отважный, смелый.

3.Яблоко, слива, огурец, груша.

4.Молоко, творог, сметана, хлеб.

5.Час, минута, лето, секунда.

6.Ложка, тарелка, сумка, кастрюля.

7.Платье, шапка, рубашка, свитер.

8.Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

9.Берёза, дуб, сосна, земляника.

10. Книга, телевизор, магнитофон, радио.

 

Задание 5: Упражнение на развитие гибкости ума.

 

Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

 

1.Назови слова, обозначающие деревья.

2.Назови слова, относящиеся к спорту.

3.Назови слова, обозначающие зверей.

4.Назови слова, обозначающие домашних животных.

5.Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

6.Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

7.Назови слова, обозначающие водный транспорт.

8.Назови слова, относящиеся к искусству.

9.Назови слова, обозначающие овощи.

10.Назови слова, обозначающие фрукты.

  • Развитие речи 

К 6-7 годам речь ребёнка должна быть связной и логичной, с богатым словарным запасом. Малыш должен правильно слышать и произносить все звуки родного языка. Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением.

Больше разговаривайте с ребёнком, просите его пересказывать мультфильмы, которые он смотрит, книги, которые читаете. Предлагайте составлять рассказы по картинкам.

Если ваш ребёнок испытывает трудности при произнесении отдельных звуков или плохо различает звуки на слух, то вам следует обратиться за помощью к логопеду.

 

Задание 1: Определи на слух, какими звуками различаются слова.

Прочтите ребёнку пары слов. Ребёнок должен давать ответ после каждой пары.

 

Коза – коса, игра – игла, дочка – точка, день – тень, почка – бочка.

 

Результат:

Высокий уровень – без ошибок

Средний уровень – 1 ошибка

Низкий уровень – 2 и более ошибки

 

Задание 2: Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук.

Прочтите ребёнку цепочки звуков.

 

Ш-ш-ш-с-ш

Г-г-г-г-к-г

С-с-с-з-с-с

Р-р-р-р-л-р

 

Результат:

Высокий уровень – без ошибок

Средний уровень – 1 ошибка

Низкий уровень – 2 и более ошибки

 

Задание 3: Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других звуком.

Прочтите ребёнку ряды слов.

 

Рама, рама, рама, лама, рама.

Колобок, колобок, коробок, колобок.

Коса, коса, коса, коза, коса.

Голос, голос, колос, голос, голос.

 

Результат:

Высокий уровень – без ошибок

Средний уровень – 1 ошибка

Низкий уровень – 2 и более ошибки

 

Задание 4: Правильно подбери противоположные по смыслу слова.

Ребёнок должен правильно подобрать противоположное слово к каждому из предложенных. Ошибкой считается ответ типа «громкий – негромкий».

 

Медленно – (быстро)

День – (ночь)

Горячий – (холодный)

Толстый – (тонкий)

Добрый – (злой)

 

Результат:

Высокий уровень – без ошибок

Средний уровень – 1 ошибка

Низкий уровень – 2 и более ошибки

 

Задание 5: Ответь на вопросы.

Прочтите ребёнку вопросы. Он должен правильно подобрать слова к каждому из предложенных.

 

Что бывает: кислым, быстрым, красным, мягким?

Кто умеет: прыгать, плавать, рычать, петь?

Что делает: рыба, самолёт, лягушка, машина?

 

Результат:

Высокий уровень – без ошибок

Средний уровень – 1-2 ошибки

Низкий уровень – 3 и более ошибки

 

Задание 6: Объясни значения слов.

Прочитайте ребёнку слово. Попросите объяснить его значение. Перед тем, как выполнять это задание, объясните ребёнку на примере слова «стул», как его выполнять. При объяснении ребёнок должен назвать группу, к которой принадлежит этот предмет (стул – это мебель), сказать из чего состоит данный предмет (стул сделан из дерева) и объяснить, для чего он нужен (он нужен для того, чтобы на нём сидеть).

 

Тетрадь, самолёт, карандаш, стол.

 

Результат:

Высокий уровень – ребёнок объяснил правильно все понятия

Средний уровень – ребёнок объяснил правильно 2-3 понятия

Низкий уровень – ребёнок объяснил правильно не более одного понятия

 

Задание 7: Послушай внимательно рассказ.

Прочтите ребёнку рассказ и предложите ответить на вопросы.

 

Вьюга

Утром первоклассник Толя вышел из дому. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем, думает: «Не пойду в школу. Страшно».

Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом, он тоже собирался в школу и тоже испугался.

Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.

                                                                                                 В.А.Сухомлинский

 

Ответь на вопросы:

1.Про кого говорилось в рассказе?

2.В каком классе учились мальчики?

3.Отчего мальчикам стало радостно?

 

Результат:

Высокий уровень – ребёнок правильно ответил на все вопросы

Средний уровень – ребёнок правильно ответил на 2 вопроса

Низкий уровень – ребёнок правильно ответил только на 1 вопрос

 

  • Окружающий мир

На момент поступления в школу ребёнок должен иметь определённый запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у него есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени. Ниже перечислены основные вопросы об окружающем мире, на которые ребёнок должен уметь ответить.

 

1.Природа

Назови времена года и приметы каждого времени года.

Чем отличаются дикие животные от домашних?

Какую пользу приносят домашние животные?

Каких ты знаешь хищных животных?

Каких ты знаешь травоядных животных?

Назови перелётных и зимующих птиц. Почему их так называют?

Какие ты знаешь травы, деревья, кустарники?

Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?

Назови садовые и полевые цветы.

Как называются плоды сосны, дуба, яблони?

Какие ты знаешь явления природы?

 

2.Время

Назови части суток по порядку.

Чем отличается день от ночи?

Назови по порядку дни недели.

Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.

Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?

Назови месяцы по порядку.

 

3.География

Какие ты знаешь страны?

Какие ты знаешь города, в каких странах они находятся?

Чем отличается город от деревни?

Какие ты знаешь реки?

Чем отличается река от озера?

Какие ты знаешь планеты?

На какой планете мы живём?

Как называется спутник Земли?

 

4.Мир и человек

Назови профессии:

 

Кто учит детей?

Кто лечит людей?

Кто пишет стихи?

Кто сочиняет музыку?

Кто пишет картины?

Кто строит дома?

Кто водит автомобили?

Кто шьёт одежду?

Кто играет в кино и театре?

 

Какой предмет нужен, чтобы:

-измерять время;

-разговаривать на расстоянии;

-наблюдать за звёздами;

-измерять вес;

-измерять температуру?

 

Какие ты знаешь виды спорта?

В каких видах спорта нужен мяч? Коньки?

Какие ты знаешь музыкальные инструменты?

Каких ты знаешь писателей?

Что такое честность, доброта, жадность, трусость, лень, трудолюбие?

Зачем нужно учиться? Работать?

Как правильно переходить дорогу?

 

5.Свойства предметов.

Что бывает деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым?

Что бывает мягким, твёрдым, сыпучим, гладким, жидким, острым?

 

 

Список использованной литературы:

 1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. - М.: ООО "Издательство "Росмэн-Пресс". - 2002. - 80 с. - (Школа для дошколят)

2.Ковалева Е.С., Синицына Е.И.. Готовим ребёнка к школе. - М.: Лист Нью, Вече, КАРО 2001.-256с.,ил.

3.Морозова О.В. Я иду в школу./Большая книга о школе для маленьких детей. Ростов/Д: "Феникс", 2000. - 320с.

4.Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребёнка к школе. - М.: Рольф, 2001. - 208с.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"